Как определить уровень готовности ребенка к обучению в школе?
Говоря о гармоничном развитии, можно выделить главные стороны готовности к школе:
Физическая готовность.
На самом деле, самая тяжелая нагрузка в школе. С первых дней обучения ребёнку придётся привыкать к новому режиму сна и питания, выполнять большое количество заданий, а самое главное – это необходимость сидеть 35-40 минут урока. Это требует значительных усилий и напряжения всего организма.
Психологическая готовность.
У ребенка должна быть сформирована «внутренняя позиция школьника». От позиции дошкольника «я хочу» ребенок переходит к позиции школьника «надо». Он начинает понимать, что в школе применяются правила, оценочная система. Уровень психологической готовности к школе позволяет делать прогноз об успешности ученика и определяется по следующим параметрам:
- Наличие учебной мотивации.
- Определённый уровень развития произвольного поведения.
- Определённый уровень интеллектуального развития.
Эмоционально-волевая готовность.
Детей с хорошо сформировавшейся эмоционально-волевой готовностью отличает умение сосредотачиваться, управлять своими эмоциями, контролировать собственные действия, работать самостоятельно, а не только под присмотром взрослых.
Проводя волевую и эмоциональную подготовку, вам следует:
- учить ребёнка играть и работать по правилам.
- учить ребёнка работать «через не хочу». Это не значит, что нужно заставлять заниматься непосильной работой.
Наоборот, очень важно, чтобы соответствовало возрасту и возможностям ребёнка! Речь идёт о том, что к шести годам у детей часто случается конфликт между «хочу» и «надо», и в этом возрасте довольно трудно самостоятельно сделать выбор в пользу «надо». Здесь очень важна поддержка взрослого, который мотивирует и подаёт правильный пример.
Интеллектуальная готовность к школе.
Это способность ребенка быть внимательным, быстро входить в рабочую зону, то есть с первой секунды включаться в рабочий процесс. Очень важно, чтобы ребенок умел удерживать в голове поставленную педагогом задачу, уметь анализировать и давать ответ (результат), и к тому же уметь самого себя проверить. Иметь хорошую развитую речь, уметь мыслить и рассуждать, и, конечно, иметь широкую познавательную базу.